Суббота, 04.05.2024, 01:39
+79936599100 и +79005919100 (телефон, WhatsApp)
Юридические услуги на всей территории Российской Федерации
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

12:13
Добровольное страхование пассажиров – очередное неудобство для перевозчика?

Добровольное страхование пассажиров – очередное неудобство для перевозчика?

 

На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.

Увы, такое хоть и редко, но бывает... На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».

На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!

Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.

Я: - Карточкой рассчитаться можно?

К.: - Терминал не работает. Только наличными.

Я: - Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!

К.: - А 5 рублей – это страховка.

Я: - Страховка добровольная. Она мне не нужна.

К.: - Без страховки мы билет не продаем!

Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.

Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.

Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.

На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.

 

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.

Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.

Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.

 

Что дает «добровольная страховка пассажира?»

В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.

Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.

Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.

Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!!!) пакет из примерно 10 различных документов.

Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.

 

Чем «добровольное» страхование пассажиров мешает работе перевозчика?

Во-первых, при продаже билета агент или кассир (вокзал, аэропорт) почему-то не доводит до пассажира информации о том, что пассажир уже застрахован перевозчиком, и что нужно сделать в случае наступления страхового случая (травмы или заболевания пассажира, утраты или повреждения багажа). В случае наступления такого случая пассажир начинает предъявлять претензии перевозчику и задавать ему вопросы относительно получения страхового возмещения. Это стоит как нервов сотруднику перевозчика, так и времени, которое затрачивается на ответы на претензии и вопросы пострадавших пассажиров. Именно это время, которое следовало бы потратить на пояснение о том, что ответственность перевозчика застрахована, кассиры тратят на оформление «добровольной» страховки.

Во-вторых, навязывание вокзалами «добровольной страховки» влечет негативную репутацию перевозчика. Большинство пассажиров не имеют юридического образования и не могут понять, что им навязали страховку. Но они запомнят, что «на стенде указана одна цена билета, а в кассе оказалось дороже», и не преминут сообщить об этом в социальных сетях. Пассажир не понимает, что автовокзал – это другое юридическое лицо. Для него виноват перевозчик. Причем, чем сильнее «раскрученным» является «бренд» перевозчика, тем сильнее несоответствие цены билета в кассе с ценой, заявленной перевозчиком и размещенной на стендах вокзала, вызывает негативную реакцию пассажира.

И, наконец, доступность добровольной страховки пассажира может повлечь несчастный случай из-за действий злоумышленника, который ценой своей жизни или здоровья может попытаться поправить материальное положение своей семьи. Еще в 1968 году известный писатель Артур Хейли в своем романе «Аэропорт» широко и красочно описал подобную ситуацию. Кассир, продавая пассажиру страховой полис, не сможет проверить пассажира на вменяемость. Это сможет сделать лишь специально обученный сотрудник страховой компании.

 

С юридической точки зрения такой договор для пассажира содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:

- в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;

- условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!

- не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.

 

«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.

Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.

На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).

«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.

 

Почему на самом деле такая «добровольная страховка» - ненужный придаток?

Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром, как было сказано выше, УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров...». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!

Зачем страховаться дважды от одного и того же?

Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ "О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.

 

На какую страховку я мог бы согласиться?

Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.

Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:

- страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;

- страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);

- страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.

Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.

 

Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?

Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.

Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».

  • кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.

При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».

 

Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?

Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов.

Собственно, страховым компаниям ничто не мешает открыть свои офисы на вокзалах и в аэропортах. Другой вопрос, будут ли эти офисы востребованы, если, конечно, их сотрудники не будут приставать к пассажирам, находящимся в зданиях вокзалов и аэропортов, с предложениями о страховании. Поэтому отдельно стоит обратить внимание на необходимость запрета страховым агентам проявлять инициативу в общении с пассажирами, стоящими в очереди в билетные кассы или ожидающими своего рейса. Достаточно размещения рекламы страховых компаний на чпециально выделенных стендах и объявлений по громкой связи о том, что желающие могут застраховать свою жизнь на время поездки.

Только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир.

Пассажир не идет в офис страховой компании за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет.

Не идёт гражданин и в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО. Но... Если следовать логике, то раз билетная касса, продавая полисы добровольного страхования пассажиров, выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость - и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».

Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.

А человек должен обращаться за соответствующей услугой по соответствующему адресу.         Принцип же «одного окна» должен работать только в государственных и муниципальных многофункциональных центрах (МФЦ), сотрудники которых специально обучены выполнять несколько функций. Это, в принципе, не мешает организовать в МФЦ продажу билетов и страховых полисов в одном окне.

С уважением,

Николай Криухин

 

Просмотров: 342 | Добавил: urist48 | Теги: юрист криухин, автобусные перевозчики, пассажир, страховка, автобус | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024